В начало раздела
Уроки аварии главная страница

Чернобыльская авария стала серьезным уроком человечеству как в технической и экологической, так и в нравственной сфере. Наиболее явные, в основном технические и экологические, уроки были быстро поняты и восприняты, но многие, в основном касающиеся общественной жизни, по-видимому, будут осмыслены и приняты обществом еще не скоро.Библиотека

Подводя итоги 10-летней работы по преодолению последствий аварии, Комитет по радиационной защите и здравоохранению Агентства по ядерной энергии в оценочном докладе «Чернобыль. Десять лет спустя» отметил:

  1. Чернобыльская авария не только дала новый импульс исследованиям в области ядерной безопасности, в особенности применительно к вопросам управления в случае тяжелых ядерных аварий, но также подтолкнула национальные органы власти и экспертов к радикальному пересмотру их понимания и отношения к вопросам радиационной защиты и проблемам чрезвычайных мер в случаях ядерных аварий;
  2. это привело к углублению знаний относительно воздействия радиации и ее лечения и вдохнуло новую жизнь в радиоэкологические исследования и программы мониторинга, разработку чрезвычайных процедур, а также критериев и методов информирования общественности;
  3. кроме того, значительную роль в достижении такого прогресса сыграли многочисленные международные инициативы в области сотрудничества, включая пересмотр и рационализацию критериев радиационной защиты для ликвидации последствий аварий, а также усиление или создание механизмов международной связи и помощи для борьбы с трансграничными последствиями потенциальных ядерных аварий.

Чернобыльская авария выявила недостатки в плане подготовки к чрезвычайной ситуации и радиационной защиты. Судя по первоначальной реакции соответствующих национальных органов власти, совершенно очевидно, что они были не подготовлены к аварии такого масштаба и принимали решения по мере того, как развивались события, исходя из критериев, которые невозможно было выработать заранее. Это также означало, что слишком много организаций участвовало в процессе принятия решений, поскольку не было согласовано и установлено четкого разграничения функций между ними. Необходимо было до любой возможной аварии четко разобраться в том, кто имеет юрисдикцию в областях, подведомственных разным организациям. Необходимо было также создать и поддерживать постоянную инфраструктуру для любой эффективной реализации защитных мер. Такая инфраструктура должна была включать системы быстрой связи, группы реагирования и сети мониторинга. Требовались мобильные наземные группы мониторинга, равно как и воздушный мониторинг и слежение за шлейфом. Многие страны отреагировали на это и создали такие сети мониторинга, а также реорганизовали процедуру действий в случае чрезвычайной ситуации.

Проблемы технического обеспечения, связанные с планами оперативного вмешательства, такие как стабильное распределение йода и эвакуация, очевидно должны быть предусмотрены заранее и отрепетированы задолго до аварии, поскольку они являются слишком сложными и требуют для своей реализации слишком много времени, что делает невозможным их осуществление в тот краткий период времени, когда происходит авария. Следовало согласовать действия по оперативному вмешательству и тот уровень, на котором эти действия должны осуществляться, причем предпочтительно было это сделать в международном масштабе, а затем включить согласованные меры в планы чрезвычайных действий с тем, чтобы их можно было сразу же и эффективно реализовать.

Авария также продемонстрировала необходимость включения в планы чрезвычайных действий положений на случай возможных трансграничных последствий. Вызванная чернобыльским опытом обеспокоенность в связи с тем, что любая страна может пострадать от ядерных аварий, происходящих не только на ее территории, но также и от последствий аварий, происшедших за границей, стимулировала разработку национальных планов чрезвычайных действий в нескольких странах.

Трансграничный характер радиоактивного загрязнения подтолкнул международные организации к активизации международного сотрудничества и связи, согласованию действий и к проведению международных учений на случай чрезвычайных обстоятельств. Серьезным достижением международного сообщества стали достигнутые соглашения относительно раннего предупреждения в случае радиологической аварии и об оказании помощи в чрезвычайных радиологических ситуациях, заключенные в форме международных конвенций в рамках МАГАТЭ и ЕЭС.

С целью облегчения взаимодействия с общественностью в случае тяжелых ядерных аварий МАГАТЭ и НЭА была разработана Международная шкала ядерных аварий (INES), которая в настоящее время принята большим числом стран. Авария послужила стимулом для достижения международного соглашения относительно загрязнения продуктов питания, перемещающихся при торговле, разработанного ВОЗ/ФАО, поскольку в большинстве стран существует необходимость импортировать, по крайней мере, какую-то часть продовольствия, и правительства признали необходимость того, что они должны гарантировать своим гражданам безопасность потребляемого ими продовольствия. Мониторинг импортных продуктов питания стал одной из первых осуществленных мер по контролю, и он продолжается до сих пор.

Авария подчеркнула необходимость информирования общественности, а давление со стороны общественности, имевшее место в то время, с очевидностью продемонстрировало потребность в этом. Для того, чтобы создать достоверный источник общественной информации до аварии, необходимо большое число людей, знакомых с методами распространения информации с тем, чтобы обеспечить своевременное и аккуратное распространение ясных и простых сообщений на непрерывной основе.

Планы чрезвычайных действий также должны предусматривать процедуру определения степени облучения для большого числа людей, а также отделение тех, кто получил большую дозу. Заранее должны быть определены центральные специализированные медицинские учреждения для лечения наиболее сильно облученных, а также обеспечены достаточные транспортные средства для этого.


Научно-технические аспекты

До аварии бытовало мнение, что флора и фауна окружающей среды являются относительно радиорезистентными, и эта точка зрения подтверждается тем фактом, что после аварии не было обнаружено случаев радиоэкологического ущерба, приведших к гибели растений и животных, за исключением сосновых лесов (600 га) и небольшого участка, покрытого березами, вблизи от реактора. Кумулятивная доза <5 Гр не оказывает серьезного воздействия даже на самые чувствительные образцы флоры или экосистемы, однако все же есть уроки, которые можно почерпнуть и с точки зрения экологии, в особенности в том, что касается расположения ядерных энергетических реакторов.

Изучено поглощение радионуклидов листвой и корнями растений, равно как и их ресуспензирование и естественная дезактивация. Уточнены коэффициенты передачи на всех этапах пути, приводящего к облучению людей. После аварии была проведена оценка моделей, использовавшихся в тринадцати местах для предсказания передвижения 131I и 137Cs из атмосферы в пищевые цепочки, которая показала, что модели обычно завышали эти показатели во много раз (вплоть до 10). Широкий мониторинг радиоактивности всего тела человека, проведенный вместе с замерами радиоактивного загрязнения земли и пищи, позволил уточнить модели оценки дозы, получаемой людьми в результате облучения по разным каналам. Были усовершенствованы методы и приемы обращения с загрязненным продовольствием, оборудованием и землей.

Была также показана важность метеорологических аспектов, таких как взаимосвязь между радиоактивным выпадением и осадками и более сильным выпадением в горах и более высоких местах, что особенно важно для разработки более реалистических моделей. Было установлено, что важную роль играют синоптические шкалы погоды, используемые при прогнозировании, и были разработаны различные модели для предсказания характера радиоактивных осадков при самых различных погодных условиях. Для повышения точности моделей переноски радиоактивного загрязнения изучаются химико-физические изменения в радиоактивных газах и аэрозолях, перемещающихся в атмосфере.

В результате аварии также произошло усовершенствование моделей, в том числе улучшилось понимание движения радионуклидов в почве и биосфере, каналов и коэффициентов их передачи; воздействия дождя и влияния гор и расположения долин на характер осаждения; ресуспензии частиц; механизмов переноски загрязнения на большое расстояние, а также факторов, оказывающих воздействие на скорость осаждения.

Были разработаны единообразные методы и стандарты для замеров заражающих радионуклидов в пробах окружающей среды.

В случае высокой дозы облучения была продемонстрирована важность симптоматических и профилактических медицинских процедур и процедур ухода за больными, в том числе антибиотиков, антигрибковых и антивирусных средств, парентерального питания, стерилизации воздуха и ухода за больными при наличии заграждений, а также стали ясны разочаровывающие результаты трансплантации костного мозга.

Кроме того, авария привела к расширению исследований в области ядерной безопасности и управления в случае серьезных ядерных аварий.

Международная конференция «Пятнадцать лет Чернобыльской катастрофы. Опыт преодоления» (18—20 апреля 2001 г., Киев, Украина) добавила крупицы национального опыта Белоруссии, России и Украины:Комментарий

1. масштабы материальных потерь и финансовых затрат на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии, негативные медицинские и социальные её последствия убедительно свидетельствуют о чрезвычайной цене ошибок или упущений в обеспечении безопасности ядерных энергетических установок и необходимости строгого следования при их создании и эксплуатации требованиям культуры безопасности;

2. авария убедительно продемонстрировала, что затраты на обеспечение безопасности ядерных установок существенно меньше затрат на ликвидацию последствий возможных аварий. Крупные техногенные катастрофы наносят огромный экономический ущерб странам, которые находятся в зоне их влияния;

3. авария продемонстрировала чрезвычайную важность наличия независимого и эффективного национального органа регулирования ядерной и радиационной безопасности, как одного из основных элементов безопасного использования ядерной энергии;

4. авария показала важность строгого следования базовым и техническим принципам безопасности ядерных энергетических установок, постоянного анализа безопасности действующих АЭС и их оперативной модернизации для ликвидации или смягчения выявляемых отклонений от действующих норм и правил, активного изучения и внедрения передового мирового опыта, тщательного учёта человеческого фактора;

5. будущее ядерной энергетики возможно только в случае обеспечения безаварийной эксплуатации АЭС на базе принципов безопасности, зафиксированных в Международной конвенции по ядерной безопасности;

6. авария продемонстрировала необходимость создания и поддержания высокого уровня национальной системы реагирования в случае потенциально возможных ядерных аварий. Опыт локализации её последствий и создания в короткие сроки объекта «Укрытие» явился позитивным опытом концентрации усилий правительственных структур, финансовых и материальных ресурсов, научно-технического и экономического потенциала, что позволило существенно уменьшить негативные последствия аварии;

7. авария продемонстрировала опасность ограждения ядерной энергетики от контроля общественности и показала необходимость открытого и объективного диалога с ней по всем аспектам безопасного использования ядерной энергии.

Рекомендации, которые сделали специалисты и ученые, уже во многом реализованы на практике, и работа в этих направлениях будет продолжаться и дальше.

Библиотека В России, с целью расширения и углубления фундаментальных исследований по безопасности атомных станций в рамках Российской академии наук в 1988 г. был создан Институт проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН). Активная деятельность ИБРАЭ наглядно иллюстрирует, как чернобыльский опыт используется в технической и экологической областях. Исследования Института сконцентрированы на следующих научных направлениях:

1. безопасность объектов ТЭК, включая атомную энергетику и промышленность;

2. системы поддержки операторов и повышение эксплуатационной безопасности АЭС;

3. экологическое воздействие объектов ТЭК на окружающую среду и население;

4. аварийное реагирование при радиационных авариях. Научно-техническая поддержка принятия решений по защите населения и территорий;

5. разработка концепции безопасного вывода из эксплуатации и утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) ВМФ России;

6. концепция развития атомной энергетики с учетом технической, экологической безопасности АЭС и социально-экономических факторов. Исследование эффективности перспективных АЭС в регионах России;

7. экспертно-геоинформационные и графические информационные системы для задач топливно-энергетического комплекса;

8. подготовка и научное обеспечение общественного диалога по вопросам развития атомной энергетики в России.


Подробнее о деятельности института можно узнать на сайте www.ibrae.ac.ru.


«Чернобыль в трех измерениях».
Обновленная версия образовательной мультимедиа программы, разработанной в рамках проекта ТАСИС ENVREG 9602 «Решение вопросов реабилитации и вторичных медицинских последствий Чернобыльской катастрофы».
© ИБРАЭ РАН, 2001—2006, European Commission, 2001