В начало раздела
Реализация госпрограмм главная страница 

Преемственность подходов к формированию госпрограмм

Мероприятия по ликвидации последствий аварии и радиационной защите населения от переоблучения были начаты в СССР сразу после выявления радиоактивных загрязнений. Правительством была подготовлена Программа неотложных мер, направленная на преодоление последствий аварии на территориях зоны жесткого контроля, она действовала до 1990 г.

КомментарийЗона жесткого контроля была ограничена изолинией 15 Ки/км2 по плотности загрязнения почвы радиоцезием, в этой зоне проживало около 100 тысяч жителей. Граница зоны была выбрана исходя из непревышения за первый год предела дозы в 100 мЗв. В последующем были приняты более жесткие ограничения на допустимые дозы облучения населения: 30 мЗв за второй год и 25 мЗв за третий год. В рамках первой Программы были приняты решения о проведении дезактивационных работ, о возмещении материального ущерба населению, о трудоустройстве и обеспечении жильем эвакуированных граждан и др. Все эти меры позволили существенно снизить дозы облучения населения, однако нарушили его привычный жизненный уклад.

В апреле 1990 г. была принята Государственная союзно-республиканская программа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на 1990—1995 годы и на период до 2000 г. в России, Белоруссии и на Украине.

После распада СССР в России, Белоруссии и на Украине чернобыльские программы продолжали реализовываться по следующим основным направлениям:

  • переселение жителей;
  • социальная защита;
  • здравоохранение;
  • мониторинг состояния окружающей среды и доз облучения населения;
  • снижение дозовых нагрузок;
  • мероприятия в сельском и лесном хозяйстве;
  • социально-психологическая и экономическая реабилитация.

В мае 1991 г. был принят закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В нем были закреплены заложенные в союзном Законе критерии зонирования и общий подход к компенсации радиационного воздействия. Именно этот российский Закон определил стратегию решения чернобыльской проблемы в России в последующие десять лет.

В разные годы федеральные чернобыльские программы назывались по-разному: Единая государственная программа, Программа неотложных мероприятий, Федеральная целевая программа на 1998—2000 гг. В дополнение к этому действовали специальные программы «Дети Чернобыля» и «Жилье для ликвидаторов». С 1998 г. реализуется Программа совместных действий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках союза Беларуси и России.

Программы затрагивали более 2,5 млн. граждан, большинство из которых проживало на слабозагрязненных территориях зоны льготного социально-экономического статуса. Наибольшая часть средств расходовалась на социальную защиту лиц, подвергшихся радиационному воздействию, и экономическую реабилитацию территорий, затронутых аварией. Участникам работ по ликвидации последствий аварии и проживающему населению (дифференцированно по зонам) предоставлены многочисленные льготы и компенсации.

В 1992—1995 гг. Программой предусматривалось продолжение переселения жителей Брянской области, которое в массовом масштабе стало осуществляться с 1989 года. В результате реализации этих мер за годы после аварии из загрязненных территорий было переселено или выехало добровольно почти 50 тыс. человек, а часть жителей отказалась от переселения. В населенных пунктах обязательного отселения проживает более 2 тыс. жителей. Еще раз напомним, что решения, касающиеся переселения, были приняты под давлением общественного мнения и органов законодательной власти. Характерно, что в начале 1990-х годов в зонах радиоактивного загрязнения стало наблюдаться положительное сальдо миграции населения, в значительной мере за счет иммиграции российских граждан из горячих точек бывших союзных республик в регионы центральной России. В результате в настоящее время, спустя полтора десятилетия после аварии, существует очередь на переселение.


Итоги реализации госпрограмм

Несмотря на трудное экономическое положение России, только в 1992—1995 гг. на работы по преодолению последствий аварии израсходовано свыше 9 триллионов рублей, а в соответствии с Законом выплачено в виде льгот и компенсаций 5 триллионов рублей (что составляет в сумме более 3 млрд. долларов США). Всего за 1992—2000 годы на реализацию этих программ государством было выделено около 46 млрд. рублей (цены 2000 года).


Капитальное строительство

На загрязненных территориях выполнен большой объем работ по строительству жилья, объектов здравоохранения, социальной и производственной сферы. Это — более 1,4 млн. м2 жилья; дошкольных учреждений на 3850 мест; общеобразовательных школ на 18373 места; больниц более чем на 1000 коек; поликлиник на 5325 посещений в смену; клубов, домов культуры — 3880 мест; сдано в эксплуатацию 866 км газовых сетей.

Для предприятий, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях, предоставляются экономические льготы, включая налоговые. Ряду регионов предоставлена возможность получения льготных кредитов.


«Жилье ликвидаторам»

Для обеспечения благоустроенной жилой площадью перечисленных категорий граждан, состоящих на учете, программой «Жилье ликвидаторам» предусматривалось построить 27820 квартир общей площадью 1702,6 тыс. м2. По состоянию на 1 января 2001 г. участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС предоставлено жилье общей площадью 547,3 тыс. м2 (10337 квартир).


Дети Чернобыля«

За период реализации программы «Дети Чернобыля» были введены в эксплуатацию: больницы на 1669 коек, санатории на 305 мест, поликлиники на 2970 посещений, реабилитационные центры на 1220 посещений, дома ребенка на 300 мест. В рамках программы в 1991 г. на базе Московского НИИ педиатрии и детской хирургии создан Федеральный детский научно-практический центр противорадиационной защиты. За это время в Центре обследовано и пролечено около 4000 детей и 2000 их родителей, консультативная помощь по широкому кругу специальностей с использованием современных методов обследования оказана более чем 40000 детей.


Медицинская помощь

Медицинская помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации, оказывается в медицинских учреждениях всех уровней, включая: центральные районные больницы загрязненных территорий, городские и областные больницы, региональные лечебно-диагностические центры, медицинские учреждения федерального подчинения, а также клиники ведущих НИИ системы Минздрава России и Российской академии медицинских наук (РАМН). Все эти учреждения оснащались современным медицинским и диагностическим оборудованием. В рамках программ в учреждениях федерального уровня получили консультативную помощь более 100 тыс. человек, амбулаторное лечение — более 60 тыс. человек, стационарное лечение — более 20 тыс. человек.

Специализированная медицинская помощь участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и населению осуществляется в 6 специализированных региональных центрах, специализированных отделениях, организованных на базе областных, краевых, республиканских больниц 89 субъектов Российской Федерации. В региональных центрах получили консультативную помощь более 70 тыс. человек, прошли амбулаторное лечение около 40 тыс. человек, стационарное лечение — более 10 тыс. человек.

Установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС, осуществляется в межведомственных экспертных советах. В настоящее время функционирует 7 межведомственных экспертных советов, которые ежегодно проводят экспертизу медицинских документов у более 4,5 тыс. участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, лиц, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях, и детей указанных контингентов.

В отдельное направление программных мероприятий были выделены работы, связанные с социально-психологической реабилитацией населения, подвергшегося воздействию радиации. В Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях созданы центры социально-психологической реабилитации, ориентированные на помощь всем возрастным группам населения.


Контрмеры в сельском и лесном хозяйстве

К числу наиболее приоритетных программных мероприятий отнесены работы в агропромышленном комплексе и лесном хозяйстве.

КомментарийВ настоящее время одной из первоочередных задач является выполнение комплекса сельскохозяйственных защитных мероприятий в так называемых критических хозяйствах Брянской области, что должно обеспечить производство агропромышленной продукции, отвечающей СанПиН-96. В загрязненных лесных экосистемах, независимо от уровня радиационного воздействия продолжается в ограниченных масштабах лесохозяйственная деятельность, в первую очередь, профилактические, противопожарные и лесозащитные мероприятия.


Мониторинг радиационной обстановки

За прошедший период создана система мониторинга радиационной обстановки на радиоактивно загрязненных территориях. Проведено обследование более 12000 населенных пунктов, по результатам которого уточнялись перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения. Всего в России обследовано более 6 млн. км2 территории. На основе аэрогаммасъемки и наземных обследований были созданы и изданы карты загрязнения Европейской части России 137Cs, 90Sr и 239Pu. Радиоактивные загрязнения чернобыльского происхождения с уровнями загрязнения более 1 Ки/км2 по 137Cs были обнаружены на территории 19 областей России, а общая их площадь составила 59,3 тыс. км2. Наиболее загрязненными в России являются Брянская (11800 км2 загрязненных территорий), Калужская (4900 км2), Тульская (11600 км2) и Орловская (8900 км2) области. Территории с плотностью загрязнения 15 Ки/км2 по 137Cs имеются только в Брянской области.


Информационно-аналитическая работа

В течение последних лет МЧС России были организованы работы по системно-аналитическому и информационному обеспечению мероприятий государственных программ по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы. В результате этих работ создан центральный банк обобщенных данных, информационно-поисковые и справочные системы. Все они объединены в информационную систему «Чернобыль». Накопленные данные и разработки могут быть использованы в повседневной деятельности органов управления, при обосновании управленческих решений и в научных исследованиях. Отдельные разработки, в том числе базы данных, информационно-справочные и геоинформационные системы переданы в десятки организаций. К ряду разделов Центрального банка обобщенных данных реализован доступ через интернет.


«Чернобыль в трех измерениях».
Обновленная версия образовательной мультимедиа программы, разработанной в рамках проекта ТАСИС ENVREG 9602 «Решение вопросов реабилитации и вторичных медицинских последствий Чернобыльской катастрофы».
© ИБРАЭ РАН, 2001—2006, European Commission, 2001