В начало раздела
Атомная энергетика после аварии главная страница 

Чернобыльская авария оказалась поворотным пунктом как для самой станции, так и для атомной энергетики в стране и в мире. Катастрофа всколыхнула все слои общества и на многие годы определила крайне негативное отношение людей к «мирному атому». По сути, была поставлена под вопрос сама правомерность существования атомной энергетики. Под давлением общественности во всем мире было прекращено строительство новых АЭС. В России была остановлена подготовка к строительству новых АЭС на 20 площадках, еще на 5 площадках, находившихся в высокой и средней степени готовности, все работы были заморожены.

Через 15 лет после аварии атомная энергетика все еще не реабилитирована в глазах общественности, однако, похоже, что «атомная пауза» в России уже закончилась. Несмотря на тяжелейший экономический кризис, атомная отрасль выжила и стала первой из российских промышленных отраслей, превысивших максимальный советский уровень годовой выработки электроэнергии. В феврале 2001 г. с согласия местного законодательного собрания запущен реактор Ростовской АЭС, строительство которой было остановлено после Чернобыльской аварии. Планируется достройка энергоблока на Курской АЭС и первой плавучей АЭС в г. Северодвинске Архангельской области. Правительство России рассмотрело и одобрило стратегию развития российской атомной энергетики на 50 лет вперед.


Чернобыльская АЭС после аварии

Судьба Чернобыльской АЭС и ее персонала сложилась драматично. После аварии на 4-ом блоке все реакторные установки Чернобыльской АЭС были заглушены. По факту аварии прокуратура Союза ССР возбудила уголовное дело. Судебное разбирательство состоялось осенью 1987 г. В результате его пятеро работников ЧАЭС, в т.ч. директор и главный инженер, один работник — представитель Госатомнадзора на ЧАЭС — были осуждены к различным срокам отбытия наказаний, а в отношении научного руководителя, главного конструктора и главного проектанта дело было вынесено в частное судопроизводство. Руководители этих учреждений, а так же руководящие работники Минсредмаша и Минэнерго СССР, понесли дисциплинарные наказания (многие освобождены от занимаемых должностей) и были привлечены к партийной ответственности — на тот период это были очень серьезные наказания.

После аварии на ЧАЭС реализованы мероприятия по повышению ядерной и радиационной безопасности; 1-й и 2-й энергоблоки ЧАЭС вновь были введены в эксплуатацию уже осенью 1986 г. Они не сильно пострадали, т.к. пространственно и технологически был удалены от 4-ого энергоблока. Ввод в эксплуатацию 3-го блока мог быть осуществлен только после сооружения объекта «Укрытие», который обеспечивает надежную защиту внешней среды от аварийного реактора. Объект «Укрытие» был сдан в эксплуатацию в ноябре 1986 г. На 3-ем блоке проводились работы по дезактивации помещений и оборудования, а также был проведен большой комплекс работ по разделению коммуникаций общих с 4-ым блоком, он был введен в эксплуатацию осенью 1987 г. На 5-ом и 6-ом энергоблоках были начаты работы по дезактивации территории, помещений и оборудования. Под давлением общественного мнения было принято решение о прекращении строительства 5-го и 6-го блоков ЧАЭС.

В 1990 г. из-за невозможности обеспечения безопасной эксплуатации был остановлен 1-й блок. В 1991 г. после пожара в машинном зале 2-го энергоблока, приведшего к выходу из строя турбины и генератора, принимается решение о консервации и этого блока. Надо сказать, что руководство станции неоднократно пробовало преодолеть это решение, обосновывая экономическую целесообразность восстановления блока, используя имеющееся в резерве оборудование, тем не менее, второй блок так и не был восстановлен.

До аварии на ЧАЭС персонал станции и члены их семей проживали в городе Припять на правом берегу реки Припять на удалении 3,5—5,0 км от ЧАЭС. Численность жителей перед аварией составляла около 50 тыс. человек. После аварии для обеспечения проживания персонала Чернобыльской АЭС была выбрана площадка под строительство поселка энергетиков на левом берегу реки Днепр, примерно в 60-ти км от ЧАЭС. Строительство нового поселка стало ударной стройкой для всего Советского Союза. Город энергетиков стал называться Славутич, он был построен в очень сжатые сроки — первые ордера на жилье были выданы уже в конце 1988 г., а массовое заселение начато в 1989 г. Славутич строился как город будущего — он должен был быть красив и удобен, благоустроен, обеспечен всем необходимым для полноценного труда и отдыха. В строительстве города приняли участие многие республики бывшего Союза ССР и административные центры. В их честь кварталы Славутича стали называться Вильнюсским, Рижским, Грузинским, Армянским, Азербайджанским, Московским, Киевским, Белгородским, Таллиннским.

С 1995 г. остро встал вопрос о прекращении эксплуатации ЧАЭС. Инициатива исходила от природозащитных организаций, ее поддержали зарубежные страны и ряд международных организаций, от которых зависело оказание гуманитарной и экономической помощи молодой самостоятельной республике Украине. Нужно напомнить, что Чернобыльская АЭС был построена для решения проблем дефицита электроэнергии в Центральном энергетическом районе Обединенной энергосистемы юга, охватывающей территорию 27 областей Украинской ССР и Ростовской обл. РСФСР, площадью 700 тыс. км2, с населением около 53 млн. человек, в 1970 г. начала строиться. Только один блок ЧАЭС может обеспечить электроэнергией такой крупный город как Киев. Поэтому долгое время закрытие ЧАЭС откладывалось на отдаленную перспективу.

Теперь же международные финансовые организации обещали компенсировать Украине затраты связанные с закрытием Чернобыльской АЭС. Ситуация усугублялась еще и тем, что Украина объявила себя зоной свободной от ядерного оружия, а реакторы типа РБМК попадали под мораторий о нераспространении ядерных технологий. Решение о закрытии ЧАЭС рассматривалось на разных уровнях, в том числе Правительством и Президентом. Требование о закрытии Чернобыльской АЭС неоднократно выдвигалось зарубежными партнерами Украины, причем закрытие ЧАЭС увязывалось с вопросами предоставления Украине финансовой помощи и кредитов. Естественно, все это очень негативно сказывалось на социально-психологическом состоянии персонала ЧАЭС и жителей Славутича. Отсутствие перспектив привело к оттоку со станции квалифицированного персонала и к росту безработицы в городе. Усилия руководства ЧАЭС и городских властей по отмене решения о закрытии станции не увенчались успехом, и весной 2001 г. ЧАЭС была остановлена в присутствии многочисленных представителей заинтересованной общественности. На станции начата большая и непростая работа по консервации станции, снятии ее с эксплуатации.


Повышение безопасности в атомной энергетике

Главный урок Чернобыля был воспринят атомной энергетикой. Было пересмотрено отношение ко всем компонентам системы безопасности, включая беспрецедентные в мировой практике меры по реконструкции и усовершенствованию реакторов РБМК.

В России и сегодня продолжают работать несколько станций с реакторами чернобыльского типа: Ленинградская АЭС (четыре блока с реакторами РБМК-1000), Курская АЭС (четыре блока с реакторами РБМК-1000), Смоленская АЭС (три блока с РБМК-1000 и один — с РБМК-1500). В результате предпринятых мер вероятность серьезных аварий на реакторах этого типа уменьшилась примерно на два порядка.

На международной конференции Европейской Комиссии — МАГАТЭ — Всемирной Организации Здравоохранения «Десять лет после Чернобыля — итоги последствий аварии», состоявшейся в Вене (Австрия) в апреле 1996 г. отмечено следующее: «На действующих АЭС типа РБМК было принято значительное число мер по совершенствованию системы ядерной безопасности: технические и организационные меры были предприняты сразу после Чернобыльской аварии, а за период 1987—1991 гг. было произведено усиление системы безопасности, что существенно уменьшило проектные недоработки, которые в свое время привели к аварии. Прогресс также достигнут в таких областях, как административное руководство станцией, обучение персонала, испытания, не приводящие к разрушениям, анализ безопасности. Исходя из всего этого, представляется, что повторение аналогичного аварийного сценария является в настоящее время практически невозможным».

С 1991 по 2001 год на российских АЭС побывало более 20 групп экспертов МАГАТЭ с целью оценки их безопасности. Международные специалисты пришли к выводу, что безопасность российской атомной энергетики в целом соответствует современному мировому уровню.

Еще один чернобыльский урок — необходимость совершенствования системы аварийного реагирования. Для того, чтобы максимально защитить и персонал, и людей в случае угрозы аварийного облучения, не допустив при этом неоправданного вмешательства, к решению задач аварийного реагирования привлекаются видные ученые и специалисты по радиационной защите. Важными элементами в этой системе являются специальные подразделения, которые образованы в 1993 г.: аварийно-технические центры и центры технической поддержки управленческих структур и операторов ядерных установок. При Минатоме и в концерне «Росэнергоатом» созданы ситуационно-кризисный центры (СКЦ). В случае возникновения аварийной ситуации около 90 параметров, важных для безопасности, выводятся в режиме он-лайн прямо с реакторных блоков в специализированную информационную систему. С этой информацией могут работать специалисты отрасли, а также независимые эксперты из Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН, на базе которого создан Центр научно-технической поддержки СКЦ Минатома и концерна «Росэнергоатом». Интегрально система аварийного реагирования Минатома включает почти 89 тысяч специалистов, которые в различных эшелонах реагирования завязаны на оперативную ликвидацию различных техногенных аварий. Эта система тренируется и тестируется каждый год по несколько раз как в ядерно-оружейной области, так и при промышленном использовании атомной энергии.


Подготовлено по материалам ИБРАЭ РАН.


«Чернобыль в трех измерениях».
Обновленная версия образовательной мультимедиа программы, разработанной в рамках проекта ТАСИС ENVREG 9602 «Решение вопросов реабилитации и вторичных медицинских последствий Чернобыльской катастрофы».
© ИБРАЭ РАН, 2001—2006, European Commission, 2001