Дозы и пути оптимизации зонирования территорий.

И. Линге (Глава из докторской диссертации). ИБРАЭ РАН. Москва 2001

 

Одной из ключевых проблем преодоления последствий аварий на атомных станциях является определение территорий, затронутых аварией. Разработанная РНКРЗ "Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению" [РСМ571] отражает необходимость полноценного анализа медицинских последствий и создает основу для внесения изменений в практику комплекса долговременных реабилитационных мероприятий. Вместе с тем, учет новых положений концепции требует корректировки действующей нормативной базы, ряда прикладных методик, а также затрат на информационное обеспечение широких слоев населения, разъясняющих суть проводимой политики. Соответственно неизбежен период перехода на положения новой концепции. В проблеме перехода на новую концепцию важно выделить несколько аспектов:

Реализация комплекса мер по чернобыльской программе в течение 1991-95 годов позволила во многом смягчить проблему восприятия риска, породив, однако, мотивационные установки на необходимость защиты со стороны властей.

Подобные мотивационные установки сформировали определенное доверие к органам власти, на которые общественным мнением возлагается ответственность за результаты ядерной деятельности. Доверие такого рода сопряжено с оговорками и власти его быстро теряют, если проявляют неуверенность или непоследовательность при ликвидации последствий.

Таким образом, возникает необходимость целенаправленной деятельности по сохранению доверия к властям, как обязательного элемента программы перехода на новую концепцию.

В 1995 году автором была предпринята попытка выработки программы поэтапного перехода, которая включает несколько временных этапов:

В основе работы лежит анализ современной радиационной ситуации на загрязненных территориях и ее прогноза на ближайшие годы, некоторые соображения о возможностях практической дозиметрии и надежности дозиметрических оценок, оценки различных путей перехода на новую концепцию.

Нормативная база и положение дел в зонах радиоактивного загрязнения

Сегодняшняя практика реализации программы основывается на установленном Законом определении зон радиоактивного загрязнения по плотности радиоактивного загрязнения почвы. Таким образом, Законом определены зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Причем для последней зоны предполагалось заведомое отсутствие доз облучения, требующих каких-либо защитных мер. Государство в данной зоне брало на себя обязательства обеспечения некоторого льготного социально-экономического режима в виде компенсации за ненормальное состояние окружающей среды (примерно на порядок большее содержание радиоактивного цезия-137 в почве по сравнению с другими территориями).

В соответствии с Законом Российской Федерации [Зак3061] основным показателем для принятия решений о необходимости проведения защитных мероприятий является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы (Ст.6, п.1.). Допустимым и не требующим каких-либо вмешательств является дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на ЧАЭС, образующее в 1991 г. и в последующие годы среднегодовую ЭЭД, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) (Ст.6, п.2).

Закон устанавливает, что к зоне отселения относится часть территории за пределами зоны отчуждения (30-километровая зона), на которой плотность загрязнения почв Cs-137 составляет свыше 15 Ки/км2, Sr-90 - свыше 3 Ки/км2, Pu-239,240 - свыше 0.1 Ки/км2. В зоне отселения, где плотность загрязнения почв составляет свыше 40 Ки/км2 по Cs-137, а также там, где среднегодовая ЭЭД облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению (зона обязательного отселения).

К зоне проживания с правом на отселение относится часть территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв Cs-137 от 5 до 15 Ки/км2 и среднегодовой ЭЭД облучения больше 1 мЗв (0.1 бэр).

К зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом относится часть территории за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение, где плотность радиоактивного загрязнения почв Cs-137 составляет от 1 до 5 Ки/км2 и среднегодовая ЭЭД не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).

Реальная практика зонирования была иной (см. 4.2). В эти перечни вошли населенные пункты, в которых не была достоверно определена плотность загрязнения, или расположенные в непосредственной близости от загрязненных территорий, или по некоторым другим социально-экономическим признакам, включая административную принадлежность, численность населения и др.

В результате в окончательном перечне населенные пункты из этой категории в ряде областей составляют треть и более. Особенно сильно расширилась за счет этого зона льготного социально-экономического статуса. В течение 1992 -1993 годов состав зон радиоактивного загрязнения расширялся и изменялся: уточнялась плотность загрязнения, учитывались социальные факторы.

Учитывая указанные критерии зонирования, рассмотрим положение дел по зонам (если специально не оговорено, загрязнение и дозы приведены за 1994 г., население - на начало 1994 г.).

Зона отселения

Зона отселения полностью локализована в юго-западных районах Брянской области. Всего в зоне отселения расположено 267 населенных пунктов с населением 91 тыс. человек, включая г. Новозыбков - 42.9 тыс. человек. Подавляющее большинство населенных пунктов зоны отселения входили ранее в так называемую зону жесткого контроля, сформированную в 1986 - 1988 годах. Перечни населенных пунктов зоны отселения были утверждены Правительством РФ (распоряжение от 28 декабря 1991 г. № 237-р, от 25 февраля 1992 г. № 363-р, от 5 апреля 1993 г. № 557-р).

Согласно Закону в составе зоны отселения имеется и так называемая зона обязательного отселения (>40 Ки/км2). Помимо этого рядом более ранних постановлений правительства по программе переселения был определен перечень населенных пунктов, подлежащих первоочередному отселению (30-40 Ки/км2). В этот перечень включено более 40 населенных пунктов с населением около 5 тыс. человек, для которых средняя годовая ЭЭД составляет 4.6 мЗв (максимальное значение 10.9 мЗв, минимальное - 1.6 мЗв), при этом средняя ЭЭД внешнего облучения равна 2.7 мЗв, внутреннего - 1.9 мЗв, а плотность загрязнения почвы цезием лежит в диапазоне 15.4 - 97.5 Ки/км2. Всего в населенных пунктах этой (зона обязательного и первоочередного отселения) части зоны отселения проживает 9 тыс. человек.

Часть зоны отселения с плотностью загрязнения почвы цезием от 15 до 30 Ки/км2 (диапазон загрязнения 15-28.6 Ки/км2) содержит более 100 населенных пунктов с населением 65 тыс. человек, диапазон ЭЭД от 1.1 до 4 мЗв/год (средняя суммарная ЭЭД 2.2, средняя ЭЭД внешнего облучения 1.3, внутреннего - 0.9 мЗв/год). Кроме того, по социальным и другим причинам еще более 100 населенных пунктов с населением около 20 тыс. человек, находящихся на территории с загрязнением менее 15 Ки/км2 (1.9-14.9 Ки/км2), отнесены к зоне отселения. Дозовые величины для населения этих населенных пунктов в среднем в 2 раза ниже доз в населенных пунктах рассматриваемой зоны с загрязнением больше 15 Ки/км2. В качестве примера, когда к зоне отселения по социальным причинам отнесены населенные пункты с плотностью загрязнения цезием менее 15 Ки/км2, можно привести населенные пункты Кургановского сельсовета Красногорского района, где несколько населенных пунктов имеют высокий уровень загрязнения и вполне закономерно отнесены к зоне отселения, но вместе с тем ряд пунктов (Кустовка, Кургановка, Малиновка) также отнесены к этой зоне, хотя по уровню загрязнения цезием они в эту зону и не попадают.

Таблица .1 Пример населенных пунктов, входящих в зону отселения.

Брянская область, Красногорский район, Кургановский сельсовет (часть)

НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ

Cs-137, Ки/км2

ЭЭД в 1994 г., мЗв

НИКОЛАЕВКА

72.290

8.2000

РУБАНЫ

17.560

1.9000

КРИНИЧНОЕ

8.770

1.0000

КУСТОВКА

1.910

0.2000

КУРГАНОВКА

4.650

0.5000

МАЛИНОВКА

7.540

0.9000

ЯМИЩЕ

49.100

5.9000

Зона проживания с правом на отселение.

В настоящее время к этой зоне относятся 23 района Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей, для которых загрязнение почвы цезием находится в диапазоне 5-15 Ки/км2. Количество населенных пунктов (включая и нежилые) и число жителей в этой зоне распределено по областям так:

Брянская.

284 НП

151.9 тыс.чел

Калужская

135 НП

16.6 - " -

Тульская

311 НП

139.5 - " -

Орловская

71 НП

17.5 - " -

ВСЕГО

801 НП

325.5 - " -

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Загрязнение почвы цезием составляет от 5 до 13 Ки/км2 (160 населенных пунктов, население 125.7 тыс. человек), при этом средняя годовая ЭЭД 0.8 мЗв (0.4-1.5), диапазон изменения ЭЭД внешнего облучения 0.1-0.9 мЗв (среднее значение 0.5) и 0.2-0.6 мЗв (среднее 0.34) для внутреннего облучения. Кроме того, к этой зоне отнесены 124 населенных пункта, находящихся на территории с загрязнением менее 5 Ки/км2 (диапазон 0.9-4.9 Ки/км2), с населением около 25.9 тыс. человек, для которых средняя ЭЭД равна 0.4 мЗв/год (0.2-0.8), средняя доза внешнего облучения 0.23 мЗв (0.1-0.5 мЗв), внутреннего облучения 0.17 мЗв (0.1-0.3 мЗв).

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Загрязнение почвы цезием составляет от 5 до 11 Ки/км2 (60 населенных пунктов, население 5.3 тыс. человек), средняя годовая ЭЭД (1991 г.) 1 мЗв (0.4-2.9 мЗв), средняя доза внешнего облучения 0.6 мЗв (0.2-1.2 мЗв), внутреннего облучения - 0.4 мЗв (0.1-2 мЗв). Более 50 населенных пунктов с населением 11.2 тыс. человек, находящихся на территории с плотностью загрязнения менее 5 Ки/км2 (1.3-4.9 Ки/км2), также отнесены к этой зоне. Для них средняя ЭЭД (оценка 1991 г.) составляет 0.6 мЗв/год (0.1-1.8 мЗв), средняя доза внешнего облучения 0.4 мЗв (0.1-0.6 мЗв), внутреннего облучения - 0.2 мЗв (максимальное значение 1.4 мЗв).

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Загрязнение почвы цезием составляет от 5.1 до 7.9 Ки/км2 (17 населенных пунктов с населением 0.6 тыс. человек), средняя ЭЭД в 1991 г. 0.6 мЗв (диапазон 0.5-0.8 мЗв), максимальные значения доз внешнего и внутреннего облучения равны соответственно 0.7 и 0.07 мЗв. Кроме того, 50 населенных пунктов с населением 16.4 тыс. человек. (1991 г.), находящихся на территории с загрязнением менее 5 Ки/км2 (0.6-4.9 Ки/км2), отнесены к рассматриваемой зоне. Для этих населенных пунктов средняя ЭЭД (1991 г.) составляет 0.4 мЗв (0.2-7.5 мЗв), максимальные значения доз внешнего и внутреннего облучения равны соответственно 0.5 и 0.05 мЗв.

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. 148 населенных пунктов с населением 32.8 тыс. человек находятся на территории с плотностью загрязнения почвы цезием от 5 до 15 Ки/км2. Для них средняя ЭЭД в 1994 г. составила 0.47 мЗв (максимальное значение - 0.9 мЗв), средняя доза внешнего облучения -0.43 мЗв, внутреннего облучения - 0.04 мЗв. Кроме того, 159 населенных пунктов с населением 106.7 тыс. человек., находящихся на территории с загрязнением менее 5 Ки/км2, также отнесены к рассматриваемой зоне. Для этих пунктов средняя ЭЭД в 1994 г. составила 0.28 мЗв (максимальное значение 0.52 мЗв), средняя доза внешнего облучения - 0.25 мЗв, внутреннего облучения - 0.03 мЗв.

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В настоящее время к этой зоне относятся территории 13 областей России и Мордовия, где плотность загрязнения почвы цезием от 1 до 5 Ки/км2. Количество населенных пунктов и число жителей в этой зоне распределено по областям следующим образом:

Брянская

768 (НП)

239.6 (тыс.чел)

Калужская

377

89.1

Тульская

1743

769.9

Орловская

1915

338.0

Белгородская

94

77.1

Воронежская

103

40.4

Курская

273

139.0

Липецкая

142

70.6

Ленинградская

44

19.6

Мордовия

28

18.0

Пензенская

199

130.4

Рязанская

721

199.4

Тамбовская

29

16.6

Ульяновская

40

58.0

ВСЕГО

6476

2232.7

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Загрязнение почвы цезием составляет от 1 до 4.4 Ки/км2 (371 населенный пункт, население 109.2 тыс. человек.), средняя годовая ЭЭД 0.23 мЗв (0.1-0.5 мЗв), средняя доза внешнего облучения в 1994 г. 0.13 мЗв, внутреннего облучения - 0.1 мЗв. Кроме того, 373 населенных пункта с населением 111.8 тыс. человек, расположенных на территории с загрязнением менее 1 Ки/км2 (0.15-0.99 Ки/км2), отнесены к рассматриваемой зоне. Для этих населенных пунктов средняя ЭЭД 0.11 мЗв/год (0.1-0.2 мЗв/год), средняя доза внешнего облучения 0.1 мЗв, внутреннего облучения - 0.01 мЗв.

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. В зоне загрязнения от 1 до 5 Ки/км2 расположено 217 населенных пунктов (население 72.1 тыс. человек.) с плотностью загрязнения цезием 1-4.97 Ки/км2. Средняя ЭЭД за 1991 г. составила 0.25 мЗв (максимальное значение-1.2 мЗв), вклад внешнего облучения - 0.17 мЗв (максимальное значение - 0.42 мЗв), внутреннего облучения - 0.07 мЗв (максимальное значение 1 мЗв). Кроме того, 115 населенных пунктов с населением 6.2 тыс. человек, расположенных на территории с загрязнением менее 1 Ки/км2 (0.1-0.99 Ки/км2), также отнесены к рассматриваемой зоне. Для них средняя ЭЭД составила 0.11 мЗв (максимальное значение - 0.86 мЗв), вклад внешнего облучения - 0.06 мЗв (максимальное значение - 0.31 мЗв), внутреннего облучения - 0.05 мЗв (максимальное значение - 0.79 мЗв).

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. 750 населенных пунктов области с населением 110 тыс. человек находятся на территории с плотностью загрязнения почвы цезием от 1 до 4.8 Ки/км2. Средняя ЭЭД для них в 1991 г. составила 0.18 мЗв (максимальное значение - 0.49 мЗв), средняя доза внешнего облучения - 0.16 мЗв (максимальное значение 0.45 мЗв), внутреннего облучения - 0.02 мЗв (максимальное значение 0.05 мЗв). Кроме того, к рассматриваемой зоне отнесены 498 населенных пункта с населением 131 тыс. человек, плотность загрязнения территории которых цезием не превышает 1 Ки/км2 (0.05-0.99 Ки/км2). Для них средняя ЭЭД в 1991 г. составила 0.07 мЗв (максимальное значение - 0.32 мЗв), вклад внешнего облучения -0.06 мЗв (максимальное значение - 0.27 мЗв), внутреннего облучения - 0.01 мЗв (максимальное значение - 0.04 мЗв).

В остальных областях, благодаря существенно более низким коэффициентам перехода цезия в почву дозы существенно ниже. Поэтому приведем данные лишь по несколькими областям – Курской и Воронежской.

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ. 151 населенный пункт с населением 111.45 тыс. человек расположен на территории с плотностью загрязнения почвы цезием от 1 до 3.6 Ки/км2. Средняя ЭЭД в 1992 г. составила 0.13 мЗв (0.02-0.4 мЗв), средняя доза внешнего облучения 0.12 мЗв (максимальное значение 0.35 мЗв), внутреннего облучения - 0.01 мЗв (максимальное значение - 0.04 мЗв). Кроме того, 108 населенных пунктов с населением 18.6 тыс. человек., расположенных на территории области с загрязнением цезием менее 1 Ки/км2 (0.17-0.99 Ки/км2), также отнесены к рассматриваемой зоне. Для них средняя ЭЭД в 1992 г. 0.06 мЗв (максимальное значение - 0.18 мЗв), при этом практически вся она сформирована за счет внешнего облучения (максимальное значение 0.16 мЗв).

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. В зоне загрязнения от 1 до 5 Ки/км2 расположено 69 населенных пунктов с населением 21.8 тыс. человек. Диапазон изменения плотности загрязнения цезием 1-2.6 Ки/км2. Еще 28 населенных пунктов с населением 6 тыс. человек, находящиеся на территории с плотностью загрязнения менее 1 Ки/км2 (0.34 - 0.99 Ки/км2), отнесены к рассматриваемой зоне. Зонирование проводилось в том числе и по результатам аэрогамма съемки территории области. Фактических оценок доз в официальных документах нет. Однако нет никаких причин предполагать, что дозы дополнительного облучения превышают 0,5 мЗв.

В целом, всего в зонах загрязнения находится 7544 населенных пункта с населением 2649.1 тыс. человек, подавляющее большинство которых относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (6476 населенных пунктов с населением 2232.7 тыс. человек).

Узловые моменты новой концепции.

Новая концепция полностью опирается на дозовые критерии, такие как средняя годовая эффективная доза (СГЭД) и индивидуальная накопленная доза. При этом зонирование территорий осуществляется исходя из величины СГЭД [КОН94]:

Зонирование территорий, загрязненных радионуклидами

“С целью определения объема мер радиационной защиты и реабилитации на территориях населенных пунктов и их ареалов, где сохраняется обусловленное радиационной аварией загрязнение местности, проводится их зонирование по величине создаваемой этим загрязнением средней годовой эффективной дозы (СГЭД) облучения жителей населенного пункта, рассчитанной для каждого населенного пункта при условии отсутствия активных мер радиационной защиты (без учета снижения дозы вследствие специальной инженерной дезактивации населенных пунктов и поставки населению радиационно-чистых продуктов). Порядок определения СГЭД устанавливается Госкомсанэпиднадзором РФ.

На территории населенных пунктов, где СГЭД не превышает 1 мЗв, проводится обычный мониторинг радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции, по результатам которого оценивается доза облучения населения. Если содержание радионуклидов в отдельных пищевых продуктах превышает действующие нормативы, осуществляется обязательная сертификация этих продуктов по радиационному фактору. Проживание и хозяйственная деятельность населения на этой территории по радиационному фактору не ограничиваются.

От 1 мЗв до 5 мЗв - зона радиационного контроля. В этой зоне помимо мониторинга радиоактивности объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции проводится определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп населения. Осуществляются меры по снижению доз на основе принципа оптимизации и другие необходимые активные меры защиты населения.

От 5 мЗв до 20 мЗв - зона ограниченного проживания. В этой зоне осуществляются те же меры мониторинга и защиты населения, определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп, что и в зоне радиационного контроля. По результатам медицинского наблюдения и радиационного контроля формируются группы повышенного риска (см. п. 18). Жителям и лицам, въезжающим на указанную территорию, разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный воздействием радиации, нежелательность въезда в эту зону семей с детьми на постоянное жительство. Оказывается помощь в добровольном переселении за пределы зоны.

В настоящее время на территории Российской Федерации отсутствуют населенные пункты, где вследствие уральской и чернобыльской радиационных аварий, а также проводившихся испытаний ядерного оружия средняя годовая эффективная доза облучения населения превышает 20 мЗв.“ [КОН94]

Следует прокомментировать новизну рассматриваемой концепции. По нижней границе диапазона текущих доз дополнительного облучения она не отличается от концепции 1991 года (1 мЗв/год). Имеются отличия в верхней границе текущих доз облучения населения - 5 мЗв/год для зоны радиационного контроля и 20 мЗв/год для зоны ограниченного проживания. Принципиально новым моментом концепции является определение когорты повышенного риска - через индивидуальные накопленные дозы облучения - 50 мЗв острого или 70 мЗв хронического облучения. Прежде всего, надо определиться с возможным диапазоном значений этих параметров на реальном пространстве загрязненных территорий.

Прогноз доз облучения в 1996-97 годах

К моменту обсуждения способов и путей реализации контрмер существовали некоторые неопределенности в определении доз, характеризующих ту или иную зону. Для этих целей ИБРАЭ РАН использовал информацию, накопленную в центральном банке данных. Данные прогнозы учитывают как официально утвержденные методики, так и некоторую дополнительную информацию. При оценке их надежности необходимо иметь в виду, что для предварительных оценок важен порядок чисел, а не их точные значения. Результаты прогнозов показывают:

Для практической реализации положений концепции важно знать характер и величину неопределенностей в оценке дозовых нагрузок и представлять возможности обеспечения технического контроля нормативных величин.

Кроме этого, нам представляется, что современная ситуация в области оценки СГЭД основывается на нескольких утверждениях:

Проблемы оценки накопленной дозы

Индивидуальная накопленная доза. К настоящему времени технологии по определению прижизненной накопленной эффективной дозы облучения на уровне до 100 мЗв находятся в стадии исследовательского апробирования, и их внедрение в практику массового контроля в ближайшее 5-10 лет весьма проблематично. Реконструкция накопленной дозы из-за неопределенностей раннего периода, охватывающего первые два года после аварии, сопряжена со многими трудностями и реально может затрагивать лишь небольшое число населенных пунктов, в которых в этот период проводились специальные исследования. Указанные обстоятельства предопределяют использование в качестве практического критерия только дополнительной дозы внешнего и внутреннего облучения населения.

Таким образом научные основы концепции не вызывают серьезных возражений. Проблема состоит в выборе путей ее реализации.

Выбор пути

Основа выбора: Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению [КОН94].

Разумных причин для отказа от реализации концепции в будущем в полном объеме нет. Важен только выбор пути перехода. При условии, что конечной целью государственной программы является не столько строгое следование концепции, сколько смягчение последствий аварии.

Продолжение компенсационной политики по отношению ко всем затронутым территориям, на которых проживает 2.7 млн. человек, сегодня практически ничем не мотивировано. Тем более опасно расширение перечней, включенных в зоны радиоактивного загрязнения новых, вновь выявленных населенных пунктов.

Принятый в 1991 году Закон [Зак3061] противоречит в части Ст. 6. (Основные положения концепции проживания населения в районах, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы) и Ст. 11. (Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом). В ст. 6 указывается, что при дозах дополнительного облучения менее 1 мЗв не требуется проводить каких либо защитных мер, а в ст. 11 в качестве нижней границы зон радиоактивного загрязнения принята величина в 1 Ки/км2. В большинстве населенных пунктов с подобным загрязнением не только дозы в настоящее время много меньше 1 мЗв, но и гамма фон близок к норме.

Можно обозначить для рассмотрения два варианта перехода:

Рассмотрим подробнее оба варианта.

Вариант 1.

Введению новой концепции должна предшествовать большой объем работ, включающий в себя:

Проводимые ранее социально-психологические исследования показали, что население "чернобыльских" зон достаточно ревниво относится к возможной отмене льгот и компенсаций даже в зоне льготного социально-экономического статуса. В результате резкой и неподготовленной их отмены высока вероятность социального взрыва. Вероятная реакция общественного мнения и местных органов власти будет еще резче, если:

Таким образом, за пределами зон "ограниченного проживания" и "радиационного контроля" будут наблюдаться объективные проявления последствий аварии, которые будут восприниматься населением и общественным мнением как реальные ущемляющие факторы. Случаи превышения ВДУ и заметно повышенный гамма-фон - как прямой экономический ущерб и фактор, способствующий росту социально-психологического напряжения. Уже выявленные и возможные случаи рака щитовидной железы на слабозагрязненных территориях Брянской и Калужской области определяют необходимость продолжения программ медицинского скрининга. Такие программы в условиях исключения населенного пункта из "чернобыльских" зон будут способствовать росту социально-психологического напряжения. Реально действующего механизма учета индивидуальных накопленных доз создать, скорее всего, не удастся.

Возможно, в качестве предположения, рассмотреть и иной вариант реализации коцепции-95 на основе разработки и утверждения крайне консервативной методики оценки доз, которая позволит все пункты зон отселения и проживания с правом на отселение отнести к зонам "ограниченного проживания" и "радиационного контроля". Однако на этом пути есть два серьезных препятствия:

Данный вариант реализации концепции может столкнуться с реальными проблемами, на разрешение которых будет затрачено немало времени и финансов.

Вариант 2 (предложенный автором).

Суть этого варианта заключается в оптимизации зонирования на основе нормирования дозовых нагрузок, с учетом социально-экономических и политических факторов. При этом учитывается вероятностный характер любых оценок по значениям дозовых нагрузок, и поэтому выработка рекомендаций формально базируется не на детерминистических дозовых пределах, а на некотором "коридоре" величин. Результаты анализа всей послеаварийной истории, включая и реакцию населения на "новые" концепции, дают основания считать, что предлагаемый вариант позволит избежать многих проблем и сохранит определенную преемственность в политике. Предлагаемый вариант содержит в себе в качестве составной части необходимость целенаправленной деятельности по сохранению доверия к властям, как обязательного элемента преодоления последствий аварии.

Оптимизация зонирования

Основные положения.

В основе оптимизация зонирования на переходный период лежат следующие основные положения:

Предложения по зонированию

Предложения по зонированию имеет смысл рассматривать с точки зрения конкретных формулировок внесения изменений в Закон.

Учет изложенных ранее формулировок приводит к следующей возможной редакции статей Закона:

Ст. 6 - согласно концепции [КОН94]

Ст.10. Зона ограниченного проживания населения - часть территории за пределами зоны отчуждения (30-км зона), где возможно получение доз дополнительного облучения свыше 5 мЗв/год, включая населенные пункты подлежавшие обязательному и первоочередному отселению в период 1992-1995 годов.

Ст.11. Зона радиационного контроля - часть территории за пределами зоны отчуждения и зоны ограниченного проживания, где возможно получение доз дополнительного облучения свыше 1 мЗв/год, включая другие населенные пункты, входившие в 1992-1995 годах в зону отселения.

Ст.12. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом, часть территории за пределами зоны отчуждения, зоны ограниченного проживания и радиационного контроля, включающая населенные пункты, входившие в 1992-1995 годах в зону проживания с правом на отселение, а также другие населенные пункты, входившие в 1992-1995 годах в зону льготного экономического статуса и расположенные в непосредственной близости (в административных границах одного сельсовета или района) от зон отчуждения, ограниченного проживания и радиационного контроля. Среднегодовая эффективная доза дополнительного обучения не должна превышать 1 мЗв/год.

Преимущества подобных формулировок:

Таким образом, в результате "мягкого" внедрения концепции удастся во многом предотвратить ее полное отторжение общественным мнением и органами законодательной власти. С другой стороны, одновременно будут заложены предпосылки для разумного сокращения зон в последующие годы.

Радиационная обстановка и количественные характеристики "новых" зон радиоактивного загрязнения

Ориентировочные оценки численности населения, проживающего в настоящее время на территориях различных зон, представлены ниже.

Зона ограниченного проживания:

Область

Кол-во НП

Численность населения

Брянская

64

9249

Зона радиационного контроля

Область

Кол-во НП

Численность населения

Брянская

175

86692

 

Зона льготного социально - экономического статуса

Область

Кол-во НП

Численность населения

Брянская

229

147049

Калужская

135

16571

Тульская

298

139437

Орловская

71

17657

ВСЕГО

733

320714

Всего в чернобыльские зоны попадает 972 населенных пункта, в которых проживает 416655 человек. Следует иметь в виду, что 416 тыс. человек максимальная оценка контингента, подвергающегося хоть сколь - нибудь значимому дополнительному облучению. И, наоборот, это минимальная цифра, которую можно обсуждать с администрациями Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Всего в зонах загрязнения этих четырех областей проживает примерно 1.800 тыс. жителей

Изложенные выше идеи были положены в основу предложений по программе реабилитации территорий [Отч97].

Программа подготовительных мероприятий включала три основных направления:

Основные мероприятия синхронизированы во времени и ориентированы на представление в правительство и федеральное собрание в начале 1997 г. проекта предложений по внесению изменений в Закон и проекта государственной программы на 1998-2000 гг., обосновывающих материалов.

Работы по дозиметрическому обеспечению ориентированы не на их прямое использование при зонировании, а на их применение как важного аргумента в различных дискуссиях наиболее острого периода рассмотрения поправок в Закон.

Меры в области информационной поддержки предлагается продолжить после рассмотрения и введения в действие нового Закона.

Первым шагом предлагается именно обоснование возможного зонирования. На этом этапе желательно в основном определиться с перечнями населенных пунктов по зонам и с их количественными характеристиками. Это позволит параллельно развернуть работы по всем остальным направлениям.

Обоснование возможного зонирования территорий РФ может быть проведено на основе уже имеющихся данных. В результате комиссионной работы с участием МЧС России, Госсанэпиднадзора, Минсельхозпрода, Росгидромета, Минздрава, Российской академии наук и РНКРЗ может быть подготовлен документ, обосновывающий несколько положений:

Зона ограниченного проживания, определенная согласно п. 4.2.: В населенных пунктах данной зоны достаточно вероятно получение доз выше 5 мЗв/год. По-видимому, этого достаточно, чтобы иметь основание для отнесения этих населенных пунктов к зоне ограниченного проживания. Получение доз дополнительного облучения выше 20 мЗв/год практически исключено.

Зона радиационного контроля, определенная согласно п. 4.2.: В населенных пунктах данной зоны достаточно вероятно получение доз дополнительного облучения выше 1 мЗв/год. Получение дополнительного облучения в дозах более 5 мЗв практически исключено.

Льготная зона. В населенных пунктах зоны проживания с правом на отселение и зоны льготного статуса Брянской и Калужской областей, примыкающих к более загрязненным территориям возможно не только превышение ВДУ по грибам, ягодам, мясу диких животных, но и по молоку из частных хозяйств. В редких случаях специфический уклад жизни может приводить к тому, что у отдельных лиц текущие дозы могут превышать 1 мЗв/год, а накопленные дозы - 70 мЗв. Маловероятна, но возможна аналогичная ситуация и в отдельных сельских населенных пунктах Орловской и Тульской областей. Указанные населенные пункты целесообразно назвать зоной льготного статуса.

Сделать это достаточно просто, поскольку по каждому населенному пункту имеется развернутая радиологическая характеристика.

Таким образом, предлагаемый вариант перехода на новую концепцию остается в русле Государственной программы, поскольку предусматривает комплексность в реализации ее основной цели - снижении негативных медицинских, социальных и психологических последствий до возможно низкого уровня.

К сожалению, данная программа зонирования территорий, загрязненных в результате аварии на АЭС, не была реализована, а попытки публичного обсуждения дозовых подходов закончились их полным отрицанием со стороны губернаторов загрязненных областей [Кол97].

Прошедшие после этого 5 лет подтвердили правоту автора, что дозовую концепцию реализовать не удастся, а попытки сокращения зон радиоактивного загрязнения по формальному признаку натолкнутся на многочисленные препятствия. Суть сформулированного автором положения такова: в государственной политике должно присутствовать сохранение принципов преемственности и непрерывности к уже сложившейся нормативной базе и способам реализации программ преодоления последствий.

3. Общий подход к зонированию территорий подвергшихся радиоактивному загрязнению должен быт таков: зонирование следует осуществлять на основе дозовых нагрузок с учетом социально-экономических и политических факторов. При этом необходимо учитывать вероятностный характер любых оценок по значениям дозовых нагрузок, и поэтому выработка рекомендаций должна формально базироватьсяся не на детерминистических дозовых пределах, а на некотором "коридоре" величин. В этом случае можно избежать многих проблем и сохранить определенную преемственность в политике. Предлагаемый автором вариант содержит в себе в качестве составной части необходимость целенаправленной деятельности по сохранению доверия к властям, как обязательного элемента преодоления последствий аварии.