СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Агапов Александр Михайлович – руководитель Департамента
безопасности и чрезвычайных ситуаций Минатома России
Готовность
отрасли к аварийному реагированию является неотъемлемой частью обеспечения
ядерной и радиационной безопасности предприятий атомной энергетики и промышленности.
В последние годы в рамках Единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Минатоме России активно формируется
отраслевая система предупреждения и ликвидации ЧС (далее – ОСЧС),
являющаяся функциональной подсистемой РСЧС (рис. 1). |
Задачи, функции и структуру ОСЧС определяют
16 федеральных законов, 32 Постановления Правительства Российской Федерации
и другие нормативно-методические документы федерального уровня. На федеральном
и объектовом уровнях создается и модернизируется организационная, материально-техническая
и информационно-аналитическая база. Органы управления ОСЧС, силы и средства
Минатома России, объектовые кризисные формирования интенсивно оснащаются
современными техническими средствами. Созданы и функционируют Ситуационный
кризисный центр Минатома России, Кризисный центр Концерна «Росэнергоатом»
(рис. 2а,2б),аварийно-технические центры и центры технической поддержки
научно-исследовательских и проектно-конструкторских предприятий, локальные
кризисные центры на промышленных объектах министерства, аварийно-спасательные
формирования (рис.3,4). |
 |
 |
 |
 |
Налажено
тесное взаимодействие с кризисными системами других министерств и ведомств,
а также с кризисными системами зарубежных стран и международных организаций
(рис.5). Общая численность персонала Минатома (специализированные кризисные
центры, аварийно-спасательные формирования, включающие персонал формирований
гражданской обороны), задействованного в отраслевой системе аварийного реагирования
составляет 88 тысяч человек.
Обеспечение готовности к аварийному реагированию в Минатоме России осуществляется
в рамках ОСЧС.
Задачи, организацию, состав сил и средств, порядок деятельности ОСЧС
определяет "Положение о функциональной подсистеме единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минатома России",
утвержденное Министром РФ по атомной энергии Е.О. Адамовым и согласованное Первым
заместителем Министра МЧС России Ю.Л. Воробьевым.
Основными задачами ОСЧС как функциональной подсистемы РСЧС являются:
- Участие в разработке и реализации правовых и экономических норм, связанных
с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- Участие в разработке федеральных, разработка и реализация отраслевых
целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных
ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений
и организаций (далее именуются организации), а также подведомственных им объектов
производственного и социального назначения (далее именуются объекты) в чрезвычайных
ситуациях;
- Разработка и осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий
по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально-опасных
объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования объектов
отрасли в чрезвычайных ситуациях;
- Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств
отрасли, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(далее именуются силы и средства);
- Постоянное наблюдение и контроль обстановки на потенциально-опасных
объектах отрасли и прилегающих к ним территориях в пределах зон наблюдения;
- Прогнозирование и оценка состояния радиационной, химической и пожарной
безопасности на подведомственных объектах, медико-экологических и социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций на предприятиях отрасли;
- Создание и модернизация на потенциально-опасных объектах отрасли материально-технической
базы для выполнения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и проведения
своевременной эвакуации персонала и населения (в том числе создание и модернизация
защищенных пунктов управления противоаварийными действиями (ЗПУ ПД), убежищ
и противорадиационных укрытий, пунктов и маршрутов эвакуации, объектов санитарной
обработки, подготовленных районов эвакуации и др.);
- Подготовка руководящего состава и персонала объектов к действиям в чрезвычайных
ситуациях, подготовка и повышение квалификации специалистов ОСЧС;
- Ликвидация чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах и при транспортировке
ядерных материалов и радиоактивных веществ, участие в ликвидации чрезвычайных
ситуаций по решению Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
- Создание отраслевых резервных фондов финансовых, материально-технических
и других ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- Организация целевых видов страхования от чрезвычайных ситуаций, включая
перестрахование рисков их возникновения;
- Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты персонала
предприятий и организаций отрасли, населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
ОСЧС объединяет органы управления, силы и средства Минатома России, его
корпорационных структур (ГП "Концерн Росэнергоатом", АО "Концерн
ТВЭЛ", др.), предприятий и организаций отрасли, в полномочия которых входит
решение вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система
управления ОСЧС строится по производственному принципу в соответствии с организационной
структурой Минатома России и предусматривает следующие основные направления
деятельности ОСЧС:
- предупреждение и ликвидация аварий на объектах атомной энергетики;
- предупреждение и ликвидация последствий аварий с ЯБП и ЯЗ;
- предупреждение и ликвидация последствий аварий на предприятиях ядерного
топливного цикла;
- предупреждение и ликвидация аварий при транспортировании ядерных материалов
и радиоактивных веществ;
- предупреждение и ликвидация аварий на ядерных установках научно-исследовательских
учреждений и научных центров;
- предупреждение и ликвидация аварий на пунктах хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ, в хранилищах радиоактивных отходов.
ОСЧС имеет два уровня управления: федеральный и объектовый. Каждый
уровень управления ОСЧС имеет координирующие органы, постоянно-действующие органы
управления, специально уполномоченные на решение задач в области предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и
средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения,
информационного обеспечения. Координирующими органом ОСЧС на федеральном уровне
является Отраслевая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(ОКЧС), а на объектовом уровне - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям
(КЧСО).
Органами повседневного управления ОСЧС являются:
- на федеральном уровне:
- специализированные подразделения департаментов, управлений Минатома России
и его корпорационных структур по безопасности и ЧС (Отдел гражданской обороны
и чрезвычайных ситуаций, Отдел по безопасности ЯО, ЯБП, ЯЗ и ликвидации
последствий аварий с ними, Дирекция по аварийному планированию ГП «Концерн
Росэнергоатом», др.);
- диспетчерский отдел Ситуационно-Кризисного Центра Минатома России (СКЦ),
- дежурно-диспетчерские службы Центрального аппарата Минатома России и его
корпорационных структур,
- на объектовом уровне (в организациях):
- дежурно-диспетчерские службы предприятий и организаций отрасли.
В целях решения комплекса специальных задач по ликвидации последствий аварий
с ядерными боеприпасами, ядерными зарядами, их макетами и составными частями
при их создании, испытании и ликвидации в составе ОСЧС организована Специальная
профессиональная аварийно-спасательная служба (САС).
Для организации и проведения работ по обеспечению готовности и аттестации
аварийно-спасательных формирований, спасателей к действиям по локализации и
ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного и ядерного характера в составе
ОСЧС создана Аварийно-спасательная служба (АСС). АСС объединяет органы управления
АСС; аварийно-спасательные формирования (АСФ); научно-исследовательские и образовательные
учреждения по подготовке спасателей; организации по производству аварийно-спасательных
средств, иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед АСФ задач.
Для оказания практической помощи предприятиям отрасли со стороны ОКЧС при
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций по представлению департаментов,
управлений Минатома России, его корпорационных структур создаются группы экспертов
(ЭГ). ЭГ формируются из специалистов Центрального аппарата, предприятий и организаций
Минатома России и других министерств, ведомств и организаций (по согласованию
с их руководителями) и работают под непосредственным руководством ОКЧС. Местом
сбора и дальнейшей работы ЭГ при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
на предприятиях отрасли являются специально оборудованные помещения СКЦ. Для
оказания экстренной помощи потенциально-опасным объектам отрасли в случае угрозы
и возникновения чрезвычайной ситуации из состава ЭГ могут формироваться оперативные
группы экспертов для выезда на объект.
В состав сил и средств ОСЧС входят силы и средства Минатома России (централизованные
силы и средства), его корпорационных структур, предприятий и организаций отрасли.
Непосредственная деятельность служб и формирований ОСЧС регламентируется соответствующими
положениями об этих службах и Уставами формирований, утверждаемыми в установленном
порядке, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
Информационное обеспечение функционирования ОСЧС осуществляется информационно-управляющей
системой, которая обеспечивает:
- сбор, передачу и обработку данных, полученных от информационно-измерительных
систем контроля, данных лабораторного контроля, оперативных донесений предприятий
и организаций отрасли;
- информационно-аналитическую поддержку принятия решений членами ОКЧС;
- обмен информацией между органами управления, силами ОСЧС, а также обмен
информацией между ОСЧС и другими подсистемами РСЧС;
- оперативное оповещение о чрезвычайных ситуациях на предприятиях отрасли
Федеральных органов исполнительной власти различных уровней.

Схема
информационного обеспечения ОСЧС в режиме повседневной деятельности и в режиме
чрезвычайной ситуации представлена на рис. 6,7.
Деятельность ОСЧС включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий
по предупреждению аварий и ликвидации их последствий.
В зависимости от обстановки определяются три режима функционирования
ОСЧС:
- Режим повседневной деятельности - функционирование системы при нормальной
производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной обстановке
на предприятиях отрасли; при отсутствии прогноза о возможности возникновения
чрезвычайной ситуации; при ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий
ЧС
- Режим повышенной готовности - функционирование системы при отклонениях
от пределов безопасной эксплуатации предприятий отрасли, при получении прогноза
о возможности возникновения чрезвычайной ситуации
- Чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации
последствий ЧС.
В режиме повседневной деятельности основными мероприятиями, осуществляемыми
ОСЧС, являются:
- Осуществление наблюдения и контроль состояния потенциально-опасных объектов
отрасли, состоянием окружающей среды в СЗЗ и зонах наблюдения этих предприятий;
- Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мероприятий
по повышению безопасности потенциально-опасных объектов отрасли; сокращению
возможных потерь и ущерба, повышению устойчивости функционирования объектов
отрасли при возникновении ЧС;
- Обеспечение постоянной готовности соответствующих сил и средств ОСЧС;
- Совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ОСЧС к действиям
в чрезвычайных ситуациях; организация обучения персонала и населения способам
защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- Создание и модернизация на потенциально-опасных объектах отрасли материально-технической
базы для выполнения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и проведения
своевременной эвакуации персонала и населения (защищенные пункты управления
противоаварийными действиями (ЗПУ ПД), убежища и противорадиационные укрытия,
пункты и маршруты эвакуации, объекты санитарной обработки, подготовленные
районы эвакуации, др.);
- Создание и восполнение отраслевых резервных фондов финансовых, материально-технических
и других ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- Осуществление целевых видов страхования от ЧС, включая перестрахование
рисков из возникновения.
Основными мероприятиями, осуществляемыми ОСЧС в режиме повышенной готовности,
являются:
- Усиление наблюдения и контроля состояния потенциально-опасных объектов
отрасли, состоянием окружающей среды в СЗЗ и зонах наблюдения этих предприятий;
- Усиление диспетчерских служб;
- Принятие на себя ОКЧС и КЧСО непосредственного руководства функционированием
ОСЧС на соответствующем уровне;
- Оповещение и сбор ЭГ, комиссий по чрезвычайным ситуациям и их рабочих
органов соответствующих уровней управления ОСЧС;
- Прогнозирование возможности возникновения, развития и последствий ЧС, выработка
предложений по нормализации обстановки;
- Принятие превентивных мер по защите персонала, населения, окружающей среды
по повышению устойчивости функционирования объектов отрасли;
- Приведение в состояние готовности сил и средств ликвидации чрезвычайных
ситуаций ОСЧС, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости,
в районы предполагаемых действий;
- Осуществление, при необходимости, оперативного информационного обмена с
Федеральными органами исполнительной власти, другими подсистемами РСЧС.
Основными мероприятиями, осуществляемыми ОСЧС в чрезвычайном режиме,
являются:
- Оповещение, организация защиты и спасения персонала предприятий отрасли;
- Выдвижение сил и средств в район ЧС для проведения работ;
- Прогнозирование развития и последствий ЧС, разработка рекомендаций по
локализации и ликвидации ЧС;
- Организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;
- Определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
- Осуществление усиленного непрерывного контроля обстановки на аварийном объекте,
в СЗЗ и зоне наблюдения;
- Осуществление, при необходимости, взаимодействия с Федеральными органами
исполнительной власти, другими подсистемами РСЧС при проведении работ по ликвидации
ЧС;
- Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования предприятий
отрасли.
Ликвидация ЧС на предприятиях отрасли осуществляется силами и средствами ОСЧС
при взаимодействии с органами местного самоуправления, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации под непосредственным руководством комиссии
по чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня:
- ликвидация ЧС, при которых действие поражающих факторов ограничено санитарно-защитной
зоной (СЗЗ) - под руководством КЧСО;
- ликвидация ЧС, действие поражающих факторов которых ограничено территорией,
превышающей размеры СЗЗ - под руководством соответствующих территориальных
комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами
локализовать и ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за
помощью к вышестоящей комиссии по ЧС:
- КЧСО обращается за помощью к ОКЧС;
- ОКЧС обращается за помощью к Межведомственной комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Опыт функционирования национальной и зарубежных систем аварийного реагирования
при ликвидации последствий реальных аварий и инцидентов, в том числе Чернобыльской
аварии, показал, что эффективность противоаварийных действий существенно возрастает
при наличии системы информационно-аналитической и научно-технической поддержки
принятия решений. Положением об ОСЧС предусмотрено вовлечение в систему
аварийного реагирования специализированных центров, осуществляющих научно-техническую
поддержку по различным аспектам последствий ЧС и их ликвидации.
В частности, одной из задач СКЦ Минатома России является обеспечение информационно-аналитической
поддержки принятия решений ОКЧС в случае возникновения чрезвычайной ситуации
на предприятии отрасли. В СКЦ организована диспетчерская служба, которая осуществляет
круглосуточное дежурство, оснащена современными средствами связи и информационных
коммуникаций, системами получения, обработки и представления информации об объектах
отрасли. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на предприятиях отрасли
СКЦ Минатома России переходит в режим аварийной готовности и осуществляет информационно-аналитическую
поддержку руководства и экспертов ОКЧС. СКЦ обеспечивает также взаимодействие
с техническими кризисными центрами и центрами научно-технической поддержки Минатома
и других ведомств.
Базовым фактором, обеспечивающим готовность Минатома России к предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций во всех направлениях деятельности, является
готовность предприятий отрасли, наличие у них необходимых сил, средств и ресурсов,
готовности систем управления и связи, наличие навыков руководящего, командно-начальствующего
состава, работников и специалистов предприятий.
В целях совершенствования организации ОСЧС, проверки готовности органов
управления, сил и средств ОСЧС ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки
по плану мероприятий ОСЧС.
В ходе этих мероприятий отрабатываются вопросы аварийного оповещения, взаимодействия
участников системы аварийного реагирования (внутриведомственного и межведомственного),
осуществляется проверка системы научно-технической и экспертной поддержки принятия
решений на международном, федеральном, региональном и местном уровнях. Осуществляется
проверка состояния сил и средств предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, технических средств связи, приема, передачи, обработки и представления
информации. Кроме регламентных тренировок, ежегодно проводятся крупные учения
с привлечением практически всех участников системы аварийного реагирования,
в том числе МВК, ОКЧС, ОПАС и др.
Среди учений и аварийных тренировок последних лет отметим учения «УРАЛ-99»
в 1999 году и учение на Калининской АЭС в 2000 году.
Комплексное исследовательское командно-штабное учение «Урал-99» проходило
12-14 октября 1999 в районе пос.Новогорный Кыштымского района Челябинской области.
Тема учений: «Реагирование и ликвидация последствий аварии при транспортировке
радиоактивных веществ». В этом учении принимало участие большое количество предприятий
и организаций Минатома России, а также ряд учреждений других министерств и ведомств
России (рис. 8,9). Учение проходило в рамках действующей системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минатома России.
Целью учения «Урал-99» было совершенствование подсистемы предупреждения и
ликвидации последствий аварий при транспортировке ядерных материалов и радиоактивных
веществ Минатома России, отработка действий органов управления, сил и средств
в регионе обслуживания Аварийно-технического центра (АТЦ) с предприятием базирования
РФЯЦ ВНИИТФ, отработка взаимодействия с МЧС России, МПС России и территориальными
органами власти.
Основными задачами, отрабатываемыми в ходе учения учение «Урал-99»по теме:
«Реагирование и ликвидация последствий аварии при транспортировке радиоактивных
веществ» были:
- оповещение, сбор и доставка сил и средств, участвующих в работах по ликвидации
последствий аварии в реальном масштабе времени;
- информационный обмен на всех этапах реагирования и проведения работ по
ликвидации последствий радиационной аварии;
- организация взаимодействия между участниками учения на федеральном, территориальном
и отраслевых уровнях;
- оперативное прогнозирование развития радиационной аварии и ее последствий,
дозиметрическое обоснование безопасного проведения аварийно-восстановительных
работ;
- отработка действий профессиональных аварийно-спасательных формирований
Минатома России, а также технологии проведения работ с использованием робототехнических
комплексов и дистанционно-управляемых систем;
- организация взаимодействия со средствами массовой информации.
В целом следует отметить, что учение «Урал-99» явилось полномасштабным опытом
взаимодействия различных ведомств, и, прежде всего, Минатома России, МЧС России
и МПС России, при ликвидации аварий с наличием радиационного фактора на железнодорожном
транспорте. Учение стало важным этапом в проверке и дальнейшем обеспечении готовности
органов управления, профессиональных аварийно-спасательных формирований и нештатных
формирований функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций Минатома России.

17 – 19 октября 2000 года на Калининской АЭС проводилось командно-штабное
противоаварийное учение с группой ОПАС (рис.10). Целями учений являлись:
- совершенствование организации взаимодействия Концерна «Росэнергоатом» и
организаций других заинтересованных министерств и и ведомств в случае аварии
на АЭС;
- совершенствование практических навыков руководства, персонала и служб ГО
Калининской АЭС;
- проверка готовности технических средств связи;
- отработка задач оповещения, сбора, и доставки к месту аварии членов группы
ОПАС;
- проверка готовности к управлению защищенных пунктов управления противоаварийными
действиями;
- проверка готовности центров научно-технической поддержки.
В ходе проведения учения все поставленные цели были достигнуты. При подведении
итогов особое внимание было уделено выявленным недостаткам, в основном связанным
с проблемами оперативного и качественного обмена информацией между участниками
учений. Впервые в ходе учения на АЭС отрабатывались системы передачи информации
с помощью аудио и видео конференций. Эти системы показали свою эффективность
в процессе комплексного анализа последствий аварийной ситуации и принятия решений
по проведению защитных мероприятий.
Специалисты отрасли, совместно со специалистами других ведомств, взаимодействующих
с Минатомом по линии предупреждения и ликвидации ЧС, участвовали в ряде международных
аварийных тренировок (рис. 11).
ы
По
результатам аварийных тренировок, комплексных тематических учений ДБЧС Минатома
России, совместно с заинтересованными подразделениями министерства, учреждениями
других министерств и ведомств, подготовил проект плана организационно-технических
мероприятий, направленных на развитие и совершенствование ОСЧС.
Основными работами, определяемыми этим планом являются:
- Разработка комплекса руководящих документов по взаимодействию Минобороны
России, Минатома России, МЧС России, МПС России, Минздрава России и др.. при
проведении работ по ликвидации последствий аварий.
- Разработка и внедрение инженерных методик на основе рекомендаций МАГАТЭ,
обеспечивающих в любых условиях обязательный минимум достоверной информации,
необходимой для принятия адекватных решений при ликвидации аварии (оперативного
прогнозирования радиационной обстановки, действий по радиационному мониторингу
зоны аварий, действий по дезактивации территории).
- Создание единой картографической системы с использованием геопространственных
данных (интегральная геоинформационная система) по оперативному реагированию
на ЧС, в особенности на транспортные аварии.
- Централизованное комплексное оснащение оперативной группы Минатома России
оборудованием для работ на месте аварии и для информационного обеспечения
отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям в СКЦ Минатома России.
- Создание сети диспетчерских пунктов АТЦ (АИО), в том числе мобильных, снабженных
автоматизированным рабочим местом, оборудованных современным аппаратно-программным
обеспечением.
- Централизованное оснащение средствами дальней космической связи и радиосвязи
аварийно-спасательных формирований Минатома России в едином частотном диапазоне.
- Дооснащение профессиональных аварийно-спасательных формирований средствами
жизнеобеспечения в полевых условиях.
Подводя итог.
В Минатоме России, в рамках Единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создана и функционирует отраслевая система
предупреждения и ликвидации ЧС (ОСЧС). В рамках системы создана структура
управления ОСЧС, централизованные кризисные формирования, аварийно-технические
центры и центры технической поддержки научно-исследовательских и проектно-конструкторских
предприятий, локальные кризисные центры на промышленных объектах министерства,
аварийно-спасательные формирования. Налажено взаимодействие с кризисными системами
других министерств и ведомств, а также с кризисными системами зарубежных стран
и международных организаций. Как показывают проводимые аварийные тренировки
и командно-штабные учения система вполне жизнеспособна.
Определены и реализуются в плановом порядке мероприятия по совершенствованию
ОСЧС.