Русский / English
ИНСТИТУТИССЛЕДОВАНИЯПРОЕКТЫНАУКА И ОБРАЗОВАНИЕНОВОСТИКОНТАКТЫ

Новости » Публикации в СМИ

ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

06.02.2018

Французская газета "Фигаро" утверждает, что возможным источником выброса рутения могло быть российское ПО "Маяк"

Коммерсант.ру: «Рутению написали сценарий»

Французская газета Le Figaro опубликовала результаты своего расследования возможного выброса радиоактивного рутения осенью 2017 года. По информации газеты, повышенный фон изотопа может быть связан с выполнением ПО «Маяк» (Челябинская область, входит в ГК «Росатом) контракта для физического эксперимента. На предприятии подтвердили проведение соответствующих исследований по производству источника церия-144, но подчеркнули, что «никакой связи с проведением экспериментов и фактом обнаружения ранее рутения в атмосфере не существует».

Французская газета Le Figaro опубликовала статью «Рутений: сценарий аварии», в которой изложила результаты расследования причин возможного повышения содержания радиоактивного рутения, зафиксированного по всей Европе осенью 2017 года. Газета предполагает, что причиной выброса рутения стала авария на ПО «Маяк» в ходе исполнения контракта по производству источника церия-144 для франко-итальянского детектора частиц Борексино (расположен в Гран-Сассо, Италия).

Напомним, 21 ноября Росгидромет сообщил о повышении содержания радиоизотопа рутения в пробах из Челябинской области в период с 25 сентября по 1 октября. Французские ученые и «Гринпис России» пришли к выводу, что источником возможного выброса может быть ПО «Маяк». В Роспотребнадзоре, проанализировав данные Росгидромета, сообщили, что содержание рутения в воздухе «не представляет угрозы для здоровья населения». В Ростехнадзоре заявили, что в октябре—ноябре не выявляли на «Маяке» нарушений.

Позднее в межведомственной комиссии, куда вошли представители «Росатома», Федерального медико-биологического агентства, Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, по итогам проверки также заявили, что предприятие «Росатома» «Маяк» не было источником возможного выброса рутения. Наиболее вероятной причиной зафиксированного Росгидрометом и европейскими учеными повышения радиационного фона специалисты считают «сгоревший в атмосфере спутник», но и эта версия вызывает вопросы, отмечал источник “Ъ” в космической отрасли. Позднее Генпрокуратура не нашла оснований для проверки деятельности «Росатома», о которой просил «Гринпис России».

По информации Le Figaro, эксперты из Германии, Финляндии, Франции, Норвегии, Швеции и России собрались в Москве 31 января, но не смогли определить источник загрязнения. «Однако протоколом их заседания были отклонены гипотезы, выдвинутые Россией, о падении спутника или аварии, связанной с медициной. При этом в отчете признается, что речь может идти лишь об инциденте, связанном с переработкой значительного количества отработанного и еще весьма радиоактивного топлива»,— пишет газета, подчеркивая, что в России только «Маяк» является основным центром подобной переработки.

Le Figaro утверждает, что «Маяк» занимался производством источника на основе церия-144 для эксперимента по фундаментальной ядерной физике на франко-итальянском детекторе частиц Борексино.

«"Маяк" стал единственным предприятием, откликнувшимся на наш тендер по производству радиоактивного источника. И это единственное в мире предприятие, способное его изготовить»,— говорит сотрудник института исследований фундаментальных законов Вселенной французского Комиссариата по атомной энергии (СЕА) Тьерри Лассерр. «Источник должен был быть доставлен в Гран-Сассо весной 2018 года, а затем, после 18 месяцев использования, отправлен обратно в Россию для окончательного захоронения»,— добавляет профессор Марко Паллавичини из Итальянского института ядерной физики (INFN).

Le Figaro пишет, что результаты измерений рутениевого загрязнения, сделанных во Франции, «свидетельствуют о том, что его следы имеют "подпись" аварии, которая произошла во время "процесса переработки относительного свежего отработанного ядерного топлива, возраст которого не превышает трех-четырех лет", как указывалось в недавнем отчете IRSN (французский Институт ядерной и радиационной безопасности.— “Ъ”)».

Со ссылкой на профессора Паллавичини издание сообщает, что в декабре 2017 года «Маяк» уведомил заказчиков, что «не сможет обеспечить поставки радиоактивного источника».

Официальная версия: «производственный процесс не позволил достичь необходимого уровня радиоактивности». Действительно, 12 декабря прошлого года INFN опубликовал пресс-релиз, в котором говорилось, что представители «Маяка» «столкнулись с техническими трудностями в обеспечении требуемых научных стандартов» и не смогли на тот момент произвести необходимое для проекта количество антинейтрино. Однако 1 февраля институт сообщил об отмене проекта из-за технической невозможности проведения эксперимента.

В пресс-службе ПО «Маяк» сообщили “Ъ”, что производством источника на основе церия-144, предназначенного для выполнения фундаментальных исследований в области ядерной физики, производственное объединение занимается с 2012 года по контракту с французскими специалистами. «Технология изготовления такого источника — коммерческая тайна нашего предприятия, поскольку в процессе разработки этой технологии пришлось выполнить большой комплекс расчетно-экспериментальных и научно-исследовательских работ,— подчеркнули на предприятии.— В декабре 2017 года предварительные результаты этой работы в виде отчета были представлены французской стороне. В настоящее время ПО «Маяк» продолжает научно-исследовательские работы по расчетно-экспериментальному обоснованию технологии получения требуемых параметров источника из церия-144».

«Никакой связи с проведением экспериментов по отработке технологии производства источника церий-144 и фактом обнаружения ранее рутения-106 в атмосфере не существует»,— говорят в пресс-службе ПО «Маяк», отмечая, что предприятие не перерабатывает отработанное ядерное топливо с выдержкой менее трех лет.

Источник: Ольга Никитина; Иван Слободенюк